Приложение
к постановлению Исполкома ФНПР
от 26.08.2021 № 7-10
Положение
о смотре-конкурсе на звание «Лучший уполномоченный
по охране труда ФНПР»
- Общие положения
Смотр-конкурс на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР» проводится среди уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов[1], представляющих организации, входящие в систему профобслуживания ФНПР, включая организации общероссийских профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на договорной основе.
Смотр-конкурс проводится Федерацией Независимых Профсоюзов России во взаимодействии с органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля, объединениями предпринимателей (работодателей).
- Задачи и цели смотра-конкурса
Основными целями и задачами смотра-конкурса являются:
- повышение эффективности профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законных прав и интересов работников на здоровые и безопасные условия труда;
- повышение активности уполномоченных в работе по контролю за условиями и охраной труда на рабочих местах;
- обобщение опыта работы лучших уполномоченных для его распространения и пропаганды в целях совершенствования и повышения роли общественного контроля на рабочих местах;
- моральное и материальное стимулирование деятельности уполномоченных для решения ими задач по созданию безопасных условий труда на каждом рабочем месте;
- поддержка профсоюзных организаций, осуществляющих эффективное руководство работой уполномоченных, содействующих повышению их авторитета и системному обучению.
- Порядок организации и проведения смотра-конкурса
- Конкурс проводится с периодичностью один раз в два года.
- В конкурсе могут принимать участие уполномоченные организаций любых форм собственности и численностью работников не менее 50 человек.
- Обязательными условиями участия в конкурсе являются:
- отсутствие в структурном подразделении в конкурсном периоде несчастных случаев со смертельным и тяжелым исходом и случаев профессиональных заболеваний;
- наличие удостоверения об обучении по специальной программе и проверке знаний требований охраны труда;
- наличие стажа общественной работы в качестве уполномоченного по охране труда не менее 2 лет.
- Для организации и проведения конкурса создаются Конкурсные комиссии[2]:
- общероссийского объединения профсоюзов (состав Комиссии утверждается Исполнительным комитетом ФНПР);
- общероссийского, межрегионального профсоюза (утверждается постановлением коллегиального органа общероссийского (межрегионального) профсоюза);
- территориальной, межрегиональной организации общероссийского, межрегионального профсоюза (утверждается постановлением исполнительного органа территориальной организации общероссийского, межрегионального профсоюза);
- организации (утверждается выборным органом первичной профсоюзной организации с учетом предложений работодателя).
В состав комиссий могут входить представители органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля и объединений работодателей.
- Конкурсная комиссия общероссийского объединения профсоюзов:
- оказывает методическое содействие в проведении отраслевых конкурсов;
- обеспечивает изготовление и приобретение призов, нагрудных знаков и дипломов;
- организует распространение информации о смотре-конкурсе через средства массовой информации;
- рассматривает конфликтные ситуации, возникающие в ходе подготовки и проведения отраслевых конкурсов.
- Комиссии формируют состав участников смотра-конкурса по кодам «ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 27.04.2021).
- Конкурс проводится в 4 этапа.
I этап - до 15 февраля после истечения конкурсного периода в первичных профсоюзных организациях выборными органами совместно с работодателями.
II этап – до 15 марта после истечения конкурсного периода в территориях среди организаций общероссийских (межрегиональных) профсоюзов их территориальными органами.
Территориальные объединения организаций профсоюзов на этом этапе координируют работу по проведению смотра-конкурса в регионе (оказывают методическую помощь, участвуют в работе конкурсных комиссий, формировании призового фонда и др.).
Территориальные профобъединения проводят смотры-конкурсы среди первичных профсоюзных организаций общероссийских и межрегиональных профсоюзов, не имеющих территориальных организаций своих профсоюзов.
III этап – до 1 мая после истечения конкурсного периода в общероссийских (межрегиональных) профсоюзах их выборными органами. На данном этапе подводятся итоги отраслевого смотра-конкурса и принимаются решения о выдвижении не более трех уполномоченных на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР» по одному виду экономической деятельности.
Комиссия III этапа в срок до 20 мая представляет в Конкурсную комиссию общероссийского объединения профсоюзов следующие материалы:
- постановление коллегиального органа общероссийского (межрегионального) профсоюза о выдвижении на IV этап конкурса кандидатов на присвоение звания «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»;
- информационный материал об итогах I-III этапов смотра-конкурса (общее количество участников, в том числе победителей; примеры лучшей организации конкурса, подведение итогов, виды поощрений и т.д.);
- карту оценки деятельности участника смотра-конкурса[3];
- рейтинговую таблицу итогов III этапа смотра – конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»[4];
- справку государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации об отсутствии в организации (подразделении) за отчетный период (за 2 года) случаев смертельного и тяжелого травматизма;
- листок передового опыта работы уполномоченного (краткую характеристику на соискателя, с приложением фотографий, графиков, схем показателей, отражающих результаты его работы по осуществлению общественного контроля за охраной и условиями труда).
IV этап – до 25 июня после истечения конкурсного периода в общероссийском объединении профсоюзов (ФНПР).
Конкурсная комиссия ФНПР подводит итоги завершающего этапа и в целом смотра-конкурса, определяет его победителей.
- Подведение итогов смотра-конкурса
- Конкурсные комиссии на каждом этапе подводят итоги смотра-конкурса и согласно методике[5] определяют победителей.
- Победителями смотра-конкурса признаются уполномоченные, которые по сумме начисленных баллов набрали наибольшее их количество.
- Конкурсная комиссия общероссийского объединения профсоюзов подводит итоги смотра-конкурса в каждой из групп, указанных в п. 3.6, определяет победителей смотра-конкурса и направляет предложения на рассмотрение Исполкома ФНПР.
- Награждение победителей
- Итоги смотра-конкурса утверждаются постановлением Исполкома ФНПР.
- Победителям смотра-конкурса вручаются Нагрудные знаки (за первые места в группах) и Дипломы ФНПР (за вторые и третьи места), учреждаемые Исполнительным комитетом ФНПР.
- Награждение победителей смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР» проводится в сроки, устанавливаемые членскими организациями ФНПР.
- Формирование призового фонда осуществляется за счет:
- профсоюзного бюджета и внебюджетных средств общероссийского объединения профсоюзов, общероссийских и межрегиональных профсоюзов;
- средств предприятий и организаций.
Приложение №1
к Положению о смотре-конкурсе на звание
«Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»
КАРТА
оценки деятельности участника смотра-конкурса на звание
«Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»
за ______ годы
(наименование организации, код по ОКВЭД, структурное подразделение[6])
_________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, должность)
_________________________________________________________
(наименование профсоюза, стаж общественной работы в качестве уполномоченного по охране труда)
№ п.п. |
Наименование показателей |
Код строки |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Проведено проверок (обследований) лично уполномоченным, при этом: |
01 |
|
1.1. |
выявлено нарушений |
02 |
|
1.2. |
выдано установленной формы предложений |
03 |
|
1.2.1. |
из них реализовано |
04 |
|
2. |
Проведено совместных проверок со службой охраны труда, органами общественного и государственного контроля и надзора |
05 |
|
3. |
Показатели травматизма в структурном подразделении: |
× |
× |
3.1. |
коэффициент частоты (Кч) |
06 |
|
3.2. |
коэффициент тяжести (Кт) |
07 |
|
4. |
Коэффициент безопасности в структурном подразделении, % |
08 |
|
5. |
Участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в подразделении |
09 |
|
6. |
Участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с условиями труда (в составе комиссии) |
10 |
|
7. |
Обеспеченность работников структурного подразделения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, % |
11 |
|
8. |
Наличие информации о работе уполномоченного на стенде (уголке) по охране труда |
12 |
Председатель профсоюзного комитета: Руководитель подразделения:
«____»___________(___________) «_____»___________(____________)
дата подпись Ф.И.О. дата подпись Ф.И.О.
Руководитель службы охраны труда:
«_____»____________(____________)
дата подпись Ф.И.О.
Приложение №2
к Положению о смотре-конкурсе на звание
«Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»
Методика подведения итогов смотра-конкурса
Итоги смотра-конкурса на звание « Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР» на всех его этапах подводятся согласно Положению о конкурсе и настоящей методики.
Победители смотра-конкурса определяются на основе рейтинга по результатам комплексной оценки их деятельности.
Для этого проводится, в зависимости от количественных значений показателей Карты (приложение № 1), ранжирование участников смотра-конкурса по каждому показателю их работы в соответствующем разделе ОКВЭД и с учетом коэффициента важности (от нуля до единицы).
Далее, рейтинг участника конкурса определяется суммированием рангов по каждому показателю по формуле:
где – рейтинг участника конкурса (в баллах); n – число показателей работы.
– ранг участника смотра-конкурса по отдельному (i-му) показателю (в баллах), определяемый по формуле: где
– количество баллов, присваиваемых в обратной зависимости от места, занимаемого участником смотра-конкурса в соответствующем разделе ОКВЭД в зависимости от значений показателей;
– коэффициент важности[7], значения которого приведены в таблице 1.
Таблица 1
№ п.п. |
Наименование показателей |
Код строки |
Количество |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Проведено проверок (обследований), при этом: |
01 |
0,4 |
1.1. |
выявлено нарушений |
02 |
0,2 |
1.2. |
выдано установленной формы предложений |
03 |
0,6 |
1.2.1. |
из них реализовано |
04 |
0,2 |
2. |
Проведено совместных проверок со службой охраны труда, органами общественного и государственного контроля и надзора |
05 |
0,1 |
3. |
Показатели травматизма в структурном подразделении: |
× |
× |
3.1. |
коэффициент частоты (Кч) |
06 |
0,8 |
3.2. |
коэффициент тяжести (Кт) |
07 |
0,8 |
4. |
Коэффициент безопасности в структурном подразделении, % |
08 |
0,9 |
5. |
Участие в работе комиссий по расследованию несчастных случаев, происшедших в подразделении |
09 |
0,5 |
6. |
Участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с условиями труда (в составе комиссии) |
10 |
0,1 |
7. |
Обеспеченность работников структурного подразделения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, % |
11 |
0,6 |
8. |
Наличие информации о работе уполномоченного на стенде (уголке) по охране труда |
12 |
0,2 |
Пример подведения итогов IV этапа смотра-конкурса в Разделе А: «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство».
Подведение итогов конкурса целесообразно проводить в следующей последовательности:
- Конкурсной комиссией, по окончанию контрольных сроков подачи документов на конкурс, установленного в соответствии с п.3.7 Положения, составляется список уполномоченных по охране труда, заявленных для участия в IV этапе смотра-конкурса на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР». В этот период проверяется наличие пакета конкурсных документов и соблюдения обязательных требований к участникам смотра-конкурса. Документы, представленные не в полном объеме, не установленной формы, являются основанием для отказа представленной кандидатуре в ее участии на конкурсе.
В нашем случае, в Разделе А: «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство» для участия на IV этапе смотра-конкурса представлены 5 кандидатур: Буланов В.В., бригадир слесарей-сантехников ОАО «Пензенский тепличный комбинат»; Мельников В. П., наладчик оборудования ООО «Брянский молочный комбинат»; Мелькина П. П., бригадир СХОАО «Овощевод», Самарская область; Пишикин В. М., электромеханик ЗАО «Липецкпиво» и Рыбкин В.С., слесарь-ремонтник ОАО «Жировой комбинат», Саратовская область.
- Для удобства, количественные показатели работы участников, взятые из Карт оценок деятельности (Приложение № 1) за конкурсный период, сводятся в таблицу 2.
- На основании данных таблицы 2 проводится ранжирование участников конкурса по их показателям. Ранг участника смотра-конкурса определяется по каждому показателю в баллах и присваивается в обратной зависимости от места, занимаемого участником.
Наибольшее количество баллов, численно равное количеству участников, получает участник смотра-конкурса, занявший по данному показателю первое место. Участник, занявший последнее место, получает наименьшее количество – 1 балл.
Результаты ранжирования по каждому показателю сводятся в таблицу 3.
- Затем, по данным таблицы 3, проводится ранжирование участников с учетом коэффициента важности, и результаты сводятся в рейтинговую таблицу 4.
Полученные ранги участников суммируются, а результаты вносятся в графу «Рейтинг» таблицы 4.
- Конкурсная комиссия определяет рейтинг участников конкурса.
В нашем случае, наивысший рейтинг, равный 12,2 балла, установлен Пишикиным В.М., электромехаником энергоцеха ЗАО «Липецкпиво», Липецкая область, профсоюз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации. Этот результат соответствует 1-му месту по итогам смотра-конкурса в этой группе.
Второе и третье места заняли Рыбкин В.С., слесарь-ремонтник ОАО «Жировой комбинат», Саратовская область и Мелькина П.П., бригадир СХОАО «Овощевод», Самарская область, представляющие профсоюз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, и имеющие рейтинги 10,7 и 8,3 баллов соответственно.
Показатели работы участников IV этапа смотра-конкурса
на звание «Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»
Таблица 2
№ п.п. |
Ф.И.О. участника конкурса, должность |
Количественные значения показателей работы уполномоченного |
|||||||||||
Код строки Карты |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Буланов В.В., бригадир слесарей-сантехников |
20 |
24 |
7 |
6 |
8 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
4 |
100 |
+ |
2. |
Мельников В.П., наладчик оборудования |
25 |
6 |
6 |
5 |
16 |
5,6 |
23 |
- |
- |
- |
98 |
+ |
3. |
Мелькина П. П., бригадир |
15 |
11 |
19 |
17 |
17 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
2 |
100 |
+ |
4. |
Пишикин В. М., электромеханик |
144 |
65 |
54 |
30 |
94 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
100 |
+ |
5. |
Рыбкин В.С., слесарь-ремонтник |
47 |
34 |
27 |
21 |
19 |
0,0 |
0,0 |
- |
- |
- |
100 |
+ |
Ранжирование участников IV этапа смотра-конкурса
по значениям показателей
Таблица 3
№ п.п. |
Ф.И.О. участника конкурса, должность |
Количество баллов |
|||||||||||
Код строки Карты |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
|
Коэффициент важности |
0,4 |
0,2 |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,1 |
0,6 |
0,2 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Буланов В.В., бригадир слесарей-сантехников |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
- |
- |
3 |
2 |
1 |
2. |
Мельников В.П., наладчик оборудования |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
3. |
Мелькина П. П., бригадир |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
1 |
4. |
Пишикин В. М., электромеханник |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
2 |
2 |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
5. |
Рыбкин В.С., слесарь-ремонтник |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
1 |
2 |
1 |
Рейтинговая таблица итогов смотра-конкурса на звание
«Лучший уполномоченный по охране труда ФНПР»
Таблица 4
№ п.п. |
Ф.И.О. участника конкурса, должность |
Количество баллов с учетом коэффициента важности (В) |
Рейтинг в баллах |
|||||||||||
Код строки Карты |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1. |
Буланов В.В., бригадир слесарей-сантехников
|
0,8 |
0,6 |
1,2 |
0,4 |
0,1 |
1,6 |
1,6 |
- |
- |
0,3 |
1,2 |
0,2 |
8,0 |
2. |
Мельников В.П. наладчик оборудования |
1,2 |
0,2 |
0,6 |
0,2 |
0,2 |
0,8 |
0,8 |
- |
- |
0,1 |
0,6 |
0,2 |
4,9 |
3. |
Мелькина П. П., бригадир
|
0.4 |
0,4 |
1,8 |
0,6 |
0,3 |
1,6 |
1,6 |
- |
- |
0,2 |
1,2 |
0,2 |
8,3 |
4. |
Пишикин В. М., электромеханик
|
2,0 |
1,0 |
3,0 |
1,0 |
0,5 |
1,6 |
1,6 |
- |
- |
0,1 |
1,2 |
0,2 |
12,2 |
5. |
Рыбкин В.С., слесарь-ремонтник
|
1,6 |
0,8 |
2,4 |
0,8 |
0,4 |
1,6 |
1,6 |
- |
- |
0,1 |
1,2 |
0,2 |
10,7 |
[1] Далее – «уполномоченный».
[2] Далее – Комиссии.
[3] Приложение №1
[4] Таблица 4 приложения №2
[5] Приложение №2
[6] Структурное подразделение – филиал, представительство, отдел, цех, участок, где уполномоченный непосредственно занят в трудовом процессе согласно должностным обязанностям.
[7] коэффициент важности определяет значимость данного показателя для комплексной оценки результатов участника смотра-конкурса. Значения коэффициента установлены эмпирически и являются в определенной степени условными.