Федерация профсоюзов Республики Мордовия

Представители профсоюзной организации и совета ветеранов Ардатовского светотехнического завода навестили бывшего работника предприятия, ветерана войны Петра Фролова.

Петр Яковлевич – один из старейших жителей района. 13 июля ему исполнилось 97 лет. В 1943 году он был призван на восточный фронт и после прохождения учебных стрельб участвовал в боевых действиях. В 1945 году принимал участие в войне против Японии. Был дважды ранен, имеет воинские награды. В 1950 году после демобилизации пришёл на светотехнический завод, где более 38 лет трудился водителем на автомобиле ЗИЛ-151.

Бывшие коллеги по работе во главе с председателем совета ветеранов АСТЗ Ириной Тургеневой поздравили ветерана с днем рождения. пожелали ему долгих лет жизни и вручили ему подарок. Петр Яковлевич был рад гостям, рассказал им о своем боевом пути и поинтересовался, как сейчас живут заводчане. Гости отметили, что, несмотря на столь почтенный возраст, ветеран не потерял интереса к жизни и остается человеком с горячим сердцем.

Чем занимается дорожник-автогрейдерист, все мы видели не раз – разравнивает и укатывает песок и щебень под будущий асфальт. Специалисты добавят, что в его обязанности входят планировка площадок, профилирование трасс и другие операции. Если свою работу машинист автогрейдера выполнит качественно и с соблюдением всех требований к технологии, асфальт ляжет ровно и будет служить долго. Именно так и выполняет свою работу машинист автогрейдера Большеигнатовского участка ООО «МАПО-ТРАНС» Петр Марюшкин.

В дорожную отрасль Петр Яковлевич пришел сразу после службы в армии. И было это 46 лет назад. Из них 30 лет он трудится за рулем автогрейдера. За это время успел проявить свое мастерство на строительстве и ремонте трасс во многих районах Мордовии. Трудился в Саранске, когда городские дороги готовили к чемпионату мира по футболу. Работал в Подмосковье на трассе из столицы в аэропорт Внуково. Сейчас участвует в ремонте дорог в Большеигнатовском районе.

Различия в технологии возведения дорог в зависимости от региона, конечно, есть. Строительство трассы в московский аэропорт нельзя сравнить с прокладыванием дороги в провинции. Но отношение Петра Яковлевича к своим обязанностям всегда одинаковое. «Везде нужно работать на совесть», - говорит Марюшкин. Об ответственности и мастерстве автогрейдериста говорят многочисленные награды, среди которых почетное звание «Заслуженный строитель РМ» и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Марюшкин_П.Я._сайт.jpg

У автогрейдериста работа есть круглый год. Зимой Марюшкин занимается обслуживанием дорог - очищает трассы от снега и наледи. Но основная нагрузка приходится на теплое время года. В эту пору дорожники трудятся на объектах с раннего утра до позднего вечера. В кабине своей машины Петр Яковлевич проводит по 10-12 часов.

«Для меня это уже дело привычное. Такая работа, и я сам ее выбрал. Хорошая и нужная работа. От нашего труда зависит безопасность водителей и их пассажиров. И когда говорят, что в Мордовии хорошие дороги, я тоже испытываю гордость», – говорит заслуженный дорожник.

В Госдуме снова отложили вопрос по базовым окладам
В комитете Госдумы по труду вновь - уже раз восьмой с апреля 2021 года - обсудили законопроект об установлении минимальных базовых окладов бюджетникам. От такой обязанности правительство было избавлено еще 15 лет назад, что отчасти и стало причиной жесточайшей дифференциации зарплат по одним и тем же специальностям как между регионами, так и внутри них. 12 июня заседание комитета посетили представители заинтересованных министерств - с тем чтобы, желая того или нет, пояснить, в чем именно они заинтересованы по данному вопросу.

 ПРЕДЫСТОРИЯ

Принятым еще в 2007 году законом первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС) был оторван от привязки к МРОТ. Одновременно, как бы компенсируя сомнительное новшество, правительство обязали устанавливать базовые оклады, базовые ставки зарплаты по профессиональным квалификационным группам. “По сути это означает установление на федеральном уровне минимальных гарантий по заработной плате работников бюджетной сферы”, - поясняют в думской фракции ЛДПР.

Однако уже через полгода формулировку поменяли с “правительство обязано” на “может” устанавливать базовые величины. А может, значит, и не устанавливать - то есть не давать тех самых минимальных гарантий бюджетникам. Эту поправку приняли, несмотря на жесткие протесты профсоюзов работников образования, здравоохранения и культуры.

Стоит ли говорить, что правительство ни разу и не воспользовалось правом, заменившим обязанность. Результатом такого бездействия думская оппозиция и профсоюзы называют огромную дифференциацию зарплат специалистов одного и того же уровня - как между регионами, так и внутри отдельных субъектов РФ. А также многократный разрыв в зарплатах руководителей организаций и рядовых работников. В конце 2020 года, в том числе чтобы исправить эти перекосы, правительство наделили правом устанавливать отраслевые системы оплаты труда. В нескольких регионах запустили было даже пилотный проект в сфере здравоохранения, но вскоре проект заморозили до 2025 года. И в свете вышесказанного фракция ЛДПР внесла (еще в апреле 2021-го) законопроект, суть которого проста: сделать снова установление базовых ставок и окладов не опцией, а прямой обязанностью правительства. 12 июля 2023 года инициативу, так и не дошедшую даже до первого чтения, в очередной раз обсудили в комитете Госдумы по труду.

 РЕКОМЕНДУЯ НЕВОЗМОЖНОЕ

 История вопроса почти не оставляет сомнений, что правительство не хочет брать на себя “лишние” обязательства. При этом его официальный отзыв на законопроект содержит как дежурное указание на “отсутствие источника финансирования”, так и “творческую часть”. Утверждается, что обязанность устанавливать базовые оклады всем бюджетникам противоречит праву устанавливать отраслевые системы оплаты труда. Хотя в первом случае речь идет всего лишь о минимуме, а во втором ничто не мешает поднять планку. Кроме того, как обязанность может в принципе перечеркнуть право?

Но как бы то ни было, Минтруд и Минздрав делегировали для объяснений в комитет по труду заместителей министров, а Минпросвещения и Минфин - замдиректоров профильных департаментов (чем явно обидели первого зампреда комитета, коммуниста Николая Коломейцева: не тот ранжир).

- Правительством ведется разработка требований к отраслевым системам оплаты труда. Задачи, которые стоят перед каждой отраслью, - это увеличение фиксированной части зарплаты, сокращение межрегиональной дифференциации, формирование объективной межгрупповой, межкатегорийной дифференциации в заработных платах, повышение престижности работы и снижение кадрового дефицита в рамках отрасли, - напомнила замминистра труда Елена Мухтиярова.

 - При этом возможны различные решения. Как пример, минимальный оклад может быть либо установлен, либо не установлен на федеральном уровне, как в проценте от зарплаты по региону, по средней, либо в абсолютном размере на уровне региона самостоятельно, либо в пределах доли фонда оплаты труда.

Последняя фраза звучит как попытка переложить ответственность как минимум на уровень регионов. Но Мухтиярова добавила:

 - Мы понимаем, что это ответственность очень большая с точки зрения изменения систем оплаты труда. Первое, чего мы должны не допустить, - это ухудшение положения работника. Ни у одного работника не должны быть ухудшены условия. Соответственно, система оплаты труда подразумевает, что это будут дополнительные расходы, в том числе [федерального] бюджета. Их необходимо посчитать, понимая ситуацию фактически по каждому работнику.

 А с учетом текучки кадров в бюджетной сфере, считать и пересчитывать “по каждому работнику” можно бесконечно.

 - Понятно, что в системе здравоохранения наблюдается существенная межрегиональная дифференциация в уровнях зарплаты медицинских работников, - подтвердила замминистра здравоохранения Татьяна Семенова. - Среднемесячная зарплата среднего медперсонала без учета выплат по районному регулированию отличается в три раза, размер должностных окладов - более чем в семь раз. Доля выплат по окладам в 62 регионах у врачей не превышает 40% [в структуре зарплаты] - при том, что мы ежегодно рекомендуем выплаты по окладам 55 - 60%.

Возвращаясь к обсуждаемому законопроекту: не потому ли так происходит, что рекомендовать в данном контексте - все равно что “иметь право” вместо обязанности? Но дальше интереснее:

 - В расчетной модели мы достаточно долго поднимали данные по каждому работнику в семи пилотных регионах, - продолжила Семенова. - За основу брали расчетную величину минимального оклада 13 890 рублей. С 1 января - это уже 16 242 рубля, поэтому мы сейчас подходим к пересчетам.

То есть для того, чтобы Минздрав наконец подсчитал все окончательно, не нужно сбивать его увеличением МРОТ? А то ж опять все пересчитывать придется... Тем более что:

 - Одна из ключевых проблем в любой отрасли - это откуда мы берем информацию. Если мы берем Росстат, по численности там у нас есть форма “1-здрав”. А если мы возьмем “1 ЗП-здрав”, там будет совершенно другая история. Если мы возьмем отраслевой мониторинг - третьи данные, - признает замминистра. - Когда мы из разных источников берем данные, моделировать на уровне Федерации невозможно, как и объективно оценить, что происходит в отрасли и в стране с точки зрения кадров.

МЕРТВЫЕ ТОЧКИ

В свою очередь, Сергей Антонов, замдиректора департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения, сообщил, что на отрасли негативно сказалась передача полномочий по регулированию вопросов оплаты труда на региональный уровень “и даже органам местного самоуправления”. Итоги, если коротко, те же, что и в здравоохранении, - можно, как говорится, копировать и вставлять.

- Эта ситуация, - говорит Антонов, - привела к игнорированию органами исполнительной власти субъектов РФ положений федеральных нормативных правовых актов, связанных с оплатой труда педагогических работников на основе ставок зарплаты за норму часов педагогической работы. <…> Также это привело к значительному снижению в структуре зарплаты постоянной, гарантированной ее части, что не способствует комплектованию образовательных учреждений квалифицированными кадрами.

То есть чиновники наличия проблем не отрицают. Более того, живописуют их со страстью, подобающей скорее профсоюзной агитбригаде. Вопрос в том, сколько лет они уже (дело не в конкретных личностях, они менялись) этим занимаются. Если отсчитывать с упразднения ЕТС, то уже лет пятнадцать.

Признает наличие проблем и замдиректора департамента бюджетной политики в сфере труда Минфина Алексей Карабаев. И предлагает “ориентироваться не только на федеральный бюджет, а на бюджеты регионов”. И непонятно: если в Москве ориентироваться на московский бюджет, а, допустим, в Ингушетии на ингушский - как это поможет в борьбе с дифференциацией зарплат? Возможно, прав Николай Коломейцев, и стоило бы пригласить на встречу одного из замов министра финансов. Но один из бывших замов теперь работает целым министром труда, а вопросы все равно остаются.

 - Вы хорошую тактику избрали: отчитались, что “сейчас невозможно” [решить проблемы из-за нехватки финансов]. У вас никогда не будет возможно! - заключил Коломейцев. - Если у вас нет желания отстаивать перед [главой Минфина] Силуановым и перед председателем правительства вопросы, вам никогда никто денег не даст! Сколько уже можно тянуть!

- Предлагаю на этом поставить многоточие, - подытожил в конце концов глава комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР).

Его - многоточие - по сути, и поставили, оставив время для дополнительных консультаций. И пусть бы так, лишь бы точки эти не были мертвыми, с которых вопрос уже не сдвинуть.

Павел Осипов

 www.solidarnost.ru

В единый день голосования 10 сентября 2023 года в Мордовии пройдут дополнительные выборы депутатов Госсобрания РМ и органов местного самоуправления. В преддверии этого важного для жизни республики события Федерация профсоюзов Мордовии и Общественная палата Республики Мордовия подписали Соглашение о взаимодействии.

Документ разработан в целях обеспечения участия представителей гражданского общества в наблюдении за проведением выборов, подсчетом голосов участников голосования и установлением его итогов.

Соглашением предусмотрено проведение взаимных консультаций по вопросам участия представителей профсоюзов и Общественной палаты в наблюдении за ходом выборов, обмен опытом при осуществлении наблюдения, создание условий для участия всех заинтересованных представителей гражданского общества в процедурах наблюдения.

Для совместной работы стороны соглашения могут создавать рабочие группы, осуществлять обмен информацией и аналитическими данными, проводить обучение наблюдателей, оказывать при необходимости друг другу юридическую поддержку.

«Выборы для жителей Мордовии, нашего общества – очень важный и ответственный момент. Они должны быть честными, прозрачными и открытыми. И многое будет зависеть от общественности и личной активности граждан. Профсоюзы, как самая крупная в республике общественная организация, совместно с Общественной палатой будут направлять свою деятельность на вовлечение жителей региона в выборный процесс, в том числе и в плане организации наблюдения за ходом голосования и подсчета голосов», - отметил председатель Федерации профсоюзов Мордовии Сергей Борисов.

Многие из нас: и вступающие в профсоюз, и уже являющиеся его членами, нередко задаются вопросом: «А что такое профсоюз? Зачем он нужен? Какие преимущества он мне даст?». Особенно этот вопрос возникает у людей, только что услышавших о такой организации, или только желающих вступить в него...
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Контакты

430005,
Республика Мордовия, г. Саранск,
Проспект Ленина, д.12, Дом союзов.

Режим работы: пн-пт 8:00–17:00,
перерыв 12:00–13:00
E-mail: fprm@mail.ru
Приемная: 8(8342) 32-76-47

https://www.traditionrolex.com/18
https://www.traditionrolex.com/18